Руза.Ру:Фотогалерея

??????? ??????? ????????? ? ?. ?????????????. ????????? ????????? ?????????? ???????????? ?.?. ???? 1822 ????

Руза.Ру:Ads

Наверх arrow Старая Малеевка arrow Замолвить слово...
Замолвить слово перед вечностью Печать E-mail
Поэт Николай Чайка на пенсии мечтает завести коз и открыть литературное кафе при Доме-музее В.М. Лаврова. И нет никаких сомнений,

что он это сделает. Сейчас все помыслы Николая Николаевича связаны с его детищем - музеем ,который он создаёт на своём скромном садовом участке.

 

РОЖДЁННЫЙ БЫТЬ ПОЭТОМ

 

В жизни Николаю Чайке столько при­шлось преодолеть, что другой бы только о своих проблемах и думал. А он, волею судеб оказавшись в Подмосковье, в ле­гендарном месте, связанном с именами известнейших литературных деятелей, всё своё время посвящает созданию му­зея. О его собственных стихах говорят, что "они очень выразительные, обладают эмоциональной экспрессией". Его книги хвалят Александр Городницкий и Белла Ахмадулина, Евгений Весник и Алексей Парщиков. Но поначалу занятия литературой были для Николая Чайки скорее хобби.

Первый жизненный удар Николай Ни­колаевич получил ещё в молодости, когда у него обнаружили тяжёлую неизлечи­мую болезнь. Именно это подтолкнуло его к размышлениям о смысле бытия и подвигло покинуть родной Приморский край. Неукротимое стремление выжить, постоянные тренировки, серьёзные за­нятия спортом и молитвы Всевышнему победили болезнь. Всё чаще Николай Николаевич стал обращаться к лите­ратурному творчеству. Поселившись в Рузском районе Подмосковья, в местах поистине литературных, окончательно понял, что рождён для поэзии.

Очень много времени он провёл в знаменитой Малеевке, в Доме творчества писателей России. Для Николая, как и для всех, кто бывал в Малеевке, страшным ударом стало уничтожение знаменитого литературного гнезда.

 

НЕ ПИШЕТ НИКТО ЗДЕСЬ РОМАНСЫ И СТАНСЫ

 

Но в отличие от других Николай Чайка не стал ждать, когда от Малеевки не останется никаких следов. Пытаясь спасти хоть что-нибудь, на своём садовом участке он  создаёт музей, посвященный В.М. Лаврову - человеку, с которого и началась история Малеевки. Журналист, перевод­чик, издатель Вукол Михайлович Лавров в 1880 году начал издавать журнал "Русская мысль". Он при­влёк к сотрудничеству Толстого, Гаршина, Григоровича, Королен­ко, Мамина-Сибиряка, Чехова и многих других литераторов. Его московский дом и подмосковное имение Малеевка, которое Лавров приобрёл в 1886 году, стали центрами культурной жизни, где собирались не только писатели, но и артисты, музы­канты и другие деятели культуры. В 1899 году часть усадьбы Лаврова при­обрёл известный писатель и журналист В.А.Гиляровский, живший здесь до 1917 года. К сожалению, имя Лаврова было незаслуженно забыто. Николай Чайка поставил своей целью восстановить историческую справедливость.

Именно в Малеевке в 20-е годы прошлого века был основан первый в Советском Союзе Дом творчества пи­сателей. Сюда в разные годы приезжали Вересаев, Новиков-Прибой, Пришвин, Серафимович, Сергеев-Ценский, Фа­деев. Здесь создавались произведения, ставшие классикой русской литерату­ры. Во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Новые здания, напоминающие старинные дворянские усадьбы, были построены в 1956 году. В течение полувека здесь отдыхали и ра­ботали Ахмадулина, Маршак, Тендряков, Солоухин, Галич, Дементьев, Искандер, приезжали известные литераторы из союзных республик - Дмитрий Яворницкий, Микола Нагнибеда, Чингиз Айтматов, Фазу Алиева. Впрочем, легче перечислить тех, кто ни разу не бывал в Малеевке.

В 2001 году вышла в свет книга"Милая сердцу Малеевка", где были собраны вос­поминания многих поэтов и писателей, не раз творивших здесь. В частности, Александр Городницкий писал: "Сам дом, некогда роскошный, ухоженный, обветшал, обнищал, приходя постепенно в полную негодность. Старинная мебель мало-помалу разворовывалась, исчезала бесследно. Писались многочисленные жалобы на правление Литфонда. Одного директора сменял другой, но воровство продолжалось. В конце концов исчез и гигантский буфет. Стараясь замести следы расхищения, правление Литфонда затеяло чрезвычайно дорогостоящий капитальный ремонт в здании, в итоге которого были уничтожены следы ста­ринного интерьера. Стены столового зала и вестибюля оказались украшенными бездарными барельефами... Второй гордостью Малеевки была уникальная библиотека, собиравшаяся ещё с доре­волюционных времён, где можно было найти почти всё, что нужно для работы. В последний год её тоже начали поти­хоньку расхищать, несмотря на яростное сопротивление заведующей, бескорыст­но и безнадёжно боровшейся с хитрым и всемогущим руководством. Сейчас, в век рыночных отношений, Малеевке прихо­дит конец. Ворочавший когда-то огром­ными неподконтрольными деньгами, а ныне неожиданно обнищавший Литфонд сдаёт её в аренду крутым бизнесменам. Скорее всего, продаст за бесценок каким-нибудь удачливым предпринимателям. А жаль. Целая эпоха несчастной нашей литературы связана с этим местом". Слова Городницкого, к сожалению, оказались пророческими.

В его же стихотворении "Малеевка" есть такие строки:

 

Не пишет никто здесь теперь

ни романы, ни стансы.

За нас перед вечностью

слово пытаясь замолвить,

Из пишущей братии в доме

сегодня остался лишь

С орденом Ленина

гипсовый Серафимович.

 

 

НОВЫЙ МУЗЕЙ НА РУЗСКОЙ ЗЕМЛЕ

Именно этот бюст Серафимовича прямо из-под ковша экскаватора выта­щил Николай Чайка. А как он умолял рабочих позволить ему взять уникаль­ные витражи, но на его глазах они были уничтожены. Всё, что удалось спасти Николаю Николаевичу, теперь стало ос­новой частного музея "Старая Малеевка. Дом-музей В. Лаврова".

- Музей расположен в живописном месте, среди вековых деревьев, - расска­зывает Николай Николаевич Чайка. - В десяти минутах ходьбы - Дом творчест­ва композиторов и заброшенный ныне - увы! - Дом творчества театральных деятелей. Рядом, в Старой Рузе, - дома Пришвина и Замойского, на высоком кургане над Москвой-рекой - могила Бориса Балтера, автора книги "До сви­дания, мальчики!" Идею создания музея поддержал народный артист Советского Союза, фронтовик, писатель Евгений Весник. Он бывал в Малеевке в последние годы её служения писательскому сооб­ществу и сохранил о ней самые тёплые воспоминания. Откликнулись и семьи "малеевцев" Аграновского и Тендряко­ва. Не случайно я решил назвать музей Домом-музеем Лаврова, которого Вла­димир Иванович Немирович-Данченко называл "паломником по святым местам ума и таланта" Лаврова можно по праву считать основателем Малеевки. Ведь именно его усадьба, бывшая в конце XIX века центром культурной жизни, в XX стала Домом творчества писателей.

К Николаю Чайке уже приходят посетители из расположенного непо­далёку санатория. Николай Никола­евич показывает им свои сокровища и рассказывает историю Малеевки. Сколько жарких литературных споров помнят эти безрукие фигурки гипсовых кариатид! Сколько эмоций впитали в себя эти бледные маски - лица юных богинь! Почётное место занимает бюст А.С. Серафимовича, именем которого был назван Дом творчества писателей. Настоящими сокровищами можно на­звать книжный и бильярдный шкафы из цельного дерева, с обломанными безжалостной рукой дверцами, с сохра­нившимися в инвалидном состоянии киями, ещё помнящими тепло рук Па­устовского и Гайдара, Трифонова и Фа­деева, Нагибина и Долматовского... Тех, чьи имена - легенды. Есть и бильярдные шары из слоновой кости. Они собраны Николаем Чайкой на развалинах старо­го корпуса, найдены под поверженными колоннами. Ещё есть фотографии, книги с автографами писателей, а встречают посетителей видавшие виды двери из бывшего Дома творчества и старый дубовый паркет

Огромную помощь в создании музея Николаю Чайке оказывает его родное предприятие - Государственный кос­мический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, а также региональный благотворительный фонд "Участие". За летний сезон Ни­колай Чайка успел сделать крыльцо и веранду с балясинами, как было в Малеевке у Лаврова. Недавно в центре (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева была на металле изготовлена большая фото­графия В.М. Лаврова, которая будет украшать вход в музей. В администра­ции Рузского района, куда обращался Чайка, по-обещали решить вопросы отвода земли и придания Дому-музею В.М. Лаврова статуса филиала Рузского краеведческого музея.

Марина МАКАРОВА.

P.S. Николай Чайка обращается ко всем неравнодушным к своему про­шлому людям, а особенно к старожи­лам Малеевки, к потомкам известных литераторов за помощью в сборе мате­риалов для музея: писем, фотографий, книг с автографами, в общем, всего, что так или иначе связано с Малеевкой, а также к Дому творчества писателей и журналу "Русская мысль".-

 

Пенсионеры Подмосковья,-2007.-15 ноября № 11(011).С.11

 

Руза.ру:Новости

Руза.Ру: Бизнес

  • Электромонтаж
  • Интерсеть
  • Вступление
    На проекте Руза.Ру (http://www.ruza.ru)стартовал новый раздел заполните анкету (http://ruza.ru/ank.xls) и пришлите ее нам (http://ruza.ru/index.php?option=com_contact&task=view&contact_id=1&Itemid=3). Таким образом о Вашем бизнесе узнают многие потенциальные клиенты. Размешение информации о предприятии бесплатно. Всем участникам проекта - почтовый ящик <название фирмы>@ruza.biz в подарок! Пусть о Вашем предприятии узнают!

Руза.Ру: Недвижимость

Руза.Ру: ГИБДД

© 2018 Руза.Ру: Культура
Development and support RegionRuza